Поиск по сайту
Locations of visitors to this page

Дневники Лаури Кеттунена

Благодарим филолога Фёдора Ивановича Рожанского за найденые и переданные в Водский музей книги Л.Кеттунена, а также Екимова Александра Николаевича, 1949 г.р., уроженца д. Колтуши Волосовского района, а ныне жителя финской деревни Üväs külä, за перевод книги путешествий по водским деревням.

 

Первое путешествие к води (1911). В Нарве
Я собирался ещё в прошлое лето, когда был в Эстонии (Кодавере), встретиться с водью. Теперь же решил по пути заехать и своими ушами услышать вожан. Они жили в Ингерманландии, это же рукой подать.

Водь! Неприятное воспоминание из Краколья (Joenperä)
По совету пастора я отправился сначала в Усть-Нарву, оттуда, по берегу залива, на север, по прямой дороге через лес до реки Луга (Laukka) и в первую водскую деревню, Краколье. Ехал с удовольствием на велосипеде. Солнце пригревало, волны тихо накатывались на берег, что я ехал у самого края волн, частично резвясь, а частично из-за того, что песок там был плотный.

В гостях у кузёмкинского кантора
Недалеко от деревни Краколье была ингерманландская деревня Кузёмкино (Narvusi). Я поехал туда не вожан искать, а по совету пастора Каландера, на встречу с пастором Талусом. Кантор, но какой кантор! Ещё во времена его отца, их дом, для финнов, приезжающих в Ингерманландию, был интересным местом.

В Котлах
Из Усть-Луги я поехал на восток, в центр води, в сторону Котлов (Kattila), где я отправился в дом финского священника, рядом с деревней Малое Руддилово (Peen Rud’d’a). Настоятель церковного прихода Лаурикка (его имя стало широко известно общественности позже, во времена гонений на верующих) в это время находился на лечении в Финляндии. Приняли меня его жена и молодой помощник пастор Аавикко, который нашёл в деревне «учителя языка».

Путешествие к води 1913 г.
Прошло примерно 2 года, прежде чем я смог отправиться в следующую исследовательскую экспедицию, за это время готовилась диссертация ( в мае 1912, продолжение в ноябре 1913 г.). Весной начал планировать экспедицию к води, сначала к восточной води, хотя просимых денег (пособие канцлера) не получил.

Через Петербург в савакскую округу к восточным вожанам
Я отправился в экспедицию в конце мая. На пару дней остановился в Петербурге, полюбовался на красоту и величие города. Кроме того, надо было непременно для путешествия получить от канцлера университета рекомендацию секретаря министерства внутренних дел.

Из Козлово в Подмошье. Воспоминания о Подмошье.
В Козлове нас ждали натопленная баня и всестороннее дружеское отношение. В этой обрусевшей водской деревне было приятно находиться. Одно лишь отсутствовало, но и это было много и появлялось уже в сообщении Матьо: «Я протопила баню». Слово «протопила» звучало не так, как должно было звучать.

Климотино и Иципино
Расположенную восточнее деревню Климотино мы рассчитывали посещать наскоком. И там только несколько стариков говорили на водском языке. В диалекте были странные различия, которые я в основном успел изучить.

Третье путешествие к вожанам весной 1914 года. Летний университет Ювяскюля.
В то время для меня основным источником доходов являлась проверка работ студентов, изучающих финно-угорские языки. Оянсуу посылал ко мне болванов, проваливших экзамены, от которых мне было мало радости, но приходили и некоторые способные, чтобы получить подготовку.

В Котлы через Петербург. Котельские воспоминания.
Я отправился в путь уже в конце апреля, естественно, через Петербург. На Финляндском вокзале выбрал из очереди извозчиков финна, который не запрашивал за путь до балтийского вокзала более рубля (если поторговаться бы, то доехал бы и за 75 копеек). В поезде из-за поклажи попал в давку в тамбуре вагона 3-го класса.

Пасхальное приключение в Ундово.
Я был наказан за своё пренебрежение в очень жестоком виде, и в этот же самый вечер. Я отправился за три версты в севернее расположенную деревню Ундово, где по рекомендации Ивана одна семья взяла меня на постой. Когда я попал в деревню уже смеркалось, и я спокойно делал свою работу со старой хозяйкой в течение часа. Затем в комнату начали набиваться пьяные мужики.

Работа в других западных водских деревнях.
Следующим местом исследования была большая деревня Пиллово, примерно, сотня домов. Сказали, что говорящих на водском языке было 50-60, но когда на постоялой квартире начали пересчитывать дом за домом, то получили не более 30 человек. В этом числе были так же и люди среднего возраста, и «учителю» языка Лаарико Егорову было всего 53 года. В его речи были странные отклонения.

Приличное жильё в Лужицах. Старейший ваддя
И я попал в дом, который остался в памяти приятным воспоминанием. Хозяин был красивый, длиннобородый 60-летний мужчина. Он благородно обещал ночлег раньше, чем я показал ему свой паспорт и рекомендацию. Умел читать и вообще выглядел образованным. Сразу же пришли гости, кажется, был и сам староста, и он же был тот, кто начал сомневаться в моей экспедиции. «Из Японии пришёл», кто-то предположил...

Комментарий к главе «Приличное жильё в Лужицах. Старейший ваддя» из дневника Кеттунена
Всё описанное в этом разделе имеет привязку к конкретному концу в деревне и конкретному старинному лужицкому роду, потомки которого и сейчас живут в деревне. 100 лет не такой большой период в истории, если сохраняется память. Мне посчастливилось близко знать и много общаться с уникальной женщиной - Анной Алексеевной Юдиной 1906 г.р.


Статьи 1 - 14 из 14
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.