Поиск по сайту
Locations of visitors to this page

Татьяна Викторовна Ефимова (1956 г.р., д. Лужицы)



Водь - удивительный народ, который, несмотря на все невзгоды, все равно сохранил и свой язык и много культурных ценностей. Это удивительно, учитывая как сильно власть в советское время хотела истребить любые попытки вожан сохранять свою культуру.

Для самоопределения народу достаточно и надписи на заборе. А у вожан не осталось даже ее.

Сейчас порт окружает нас справа, и создается полное ощущение, что мы живем в резервации, которую скоро окончательно закроют и всем придется отсюда уехать.

Больше всего я бы хотела очутиться в конце XIX века именно здесь, в Лужицах, чтобы посмотреть на то, как на самом деле здесь жили люди. Мне кажется, именно в то время они были по-настоящему счастливы: уже отменили крепостное право, у каждой семьи был свой дом и они спокойно жили и процветали на своей земле, и никто не создавал им помех.

Когда я вышла замуж за Сергея и переехала в Лужицы, начала интересоваться генеологией его семьи, и внезапно для меня открылся целый мир, которыый раньше никто и не пытался узнать, который тщательно скрывали от посторонних глаз. С тех пор уже много лет я постоянно изучаю водь, много времени провожу в архивах, постоянно ища свидетельства и подтверждения существования ваддялайзет, и их довольно много. Плохо и обидно только то, что где бы я ни появлялась, сколько бы доказательств у меня ни было, на всех конференциях мне всегда говорят, что дилетант и мое мнение, вкупе со всей инфорацией, которую я привожу, не имеет никакого значения, так как у меня нет ученой степени. Но доктор я наук или нет - не имеет значения, потому что факты, написанные в исторических книгах черным по белому невозможно исказить. Но со временем научное сообщество стало привыкать к мысли о нашем существовании, мне приходят письма из разных стран от разных ученых, которые занимаются исследованиями коренных народов, и я стараюсь им помогать той информацией, которую собрала за несколько лет.

Мы сделали первый музей, когда строительство порта еще только начиналось. Это было в 1998 году. В то же время вокруг деревни начались массовые вырубки леса, и мы стали писать в администрацию с просьбами остановить этот беспредел, так как вырубки были незаконные. Администрация согласилась нам помочь, но вскоре, в 2002 году, музей сгорел. Тогда завели уголовное дело, но так его и не закончили. Второй музей, несмотря ни на что, мы создали в 2005 году - это было гораздо тяжелее, съело массу сил и средств, но мы все-таки открыли его. В музее у нас проходили концерты, творческие вечера, приезжали экскурсии, исследователи. Но в 2006 году, сразу после официального открытия, этот музей тоже сгорел... вместе со всеми экспонатами. Мы все еще хотим сделать третий, но своих сил на это уже не хватит.

Обыватели, которые сюда приезжают, нередко говорят такую фразу: "Здесь же народ в 14-15 веках жил в землянках ,какая тут может быть культура?". Мне сразу вспоминается, как известному вожанину ученому Дмитрию Цветкову говорили, что это невероятно, что ему удалось поступить в университет, ведь "Ваддя живут в Патагонии, ходят голыми и питаются младенцами". Вот точно такое же мнение о нас и у многих современных ученых, которые не хотят верить очевидым фактам, ведь они привыкли, к тому, что пишут в старых советских книгах.

Как-то, несколько лет назад, я слышала по телевизору, что В.В.Путин сказал: "Народ даже самой маленькой национальности должен чувствовать себя в России уютно как дома". Даже рассказала об этом на нашем празднике Лужицкая складчина. Но с уютом пока не получается.


Зоя Васильевна Чернышева (1932 г.р., д. Лужицы)

Марина Александровна Петрова (1970 г.р., д. Лужицы)

Татьяна Викторовна Ефимова (1956 г.р., д. Лужицы)

Екатерина Кузнецова (1975 г.р., г. Санкт-Петербург)

Карина, Марина, Даша, Маша и Алиса (1996, 1997, 1998 г.р., средняя школа, д. Краколье)
<< < 12 из 14 > >>

Назад в раздел