Поиск по сайту
Locations of visitors to this page

Екатерина Кузнецова (1975 г.р., г. Санкт-Петербург)


Семья моего отца принадлежала к води. Я знала, что они из этой местности, но все родственники долгое время молчали о своем происхождении. Когда умер отец, дядя отдал мне фотографии и рассказал как оно было на самом деле. В то время я уехала работать и учиться в Англию. Там я встречала студентов из разных стран, и они всегда очень гордились своим происхождением, много рассказывали о традициях и обычаях своей страны и своих семей, а мне и рассказать было не о чем, так как я ничего не знала на тот момент. Вернулась и начала очень плотно заниматься этим вопросом.

Побывала в Лужицах, познакомилась с Татьяной Ефимовой, начала помогать по мере сил. Первые курсы водского языка проводились у меня дома. После того как сгорели оба наших музея, мы стараемся все копировать, фотографировать, чтобы если мало ли какая беда случится, можно было восстановить. А этот флаг я сделала своими руками когда сгорел второй музей, в котором был оригинальный вариант. Мне легко заниматься изучением водской культуры, потмоу что народ ученых еще боится, а мы-то музыканты, с нами наоброт все запросто разговаривают. Водская культура очень хорошо сохранилась именно благодаря этой замкнутости и обособленности, тому, что многое держалось в тайне от посторонних.

Каждый народ - отражение земли, на которой он живет. Народ отражает природу растительность, обладает знаниями о том, как здесь все устроено. Названия в этом районе все водские, например, Луга - это в переводе значит бродячая река, ее устье перемещается со временем и раньше было в другом месте, а этого никто не знает, приписывают названию фальшивые переводы.

Вожане напрямую о своей культуре не говорят, но есть какие-то интуитивно понятные традиции. В лужицах каждый человек что-то лечил, например, моя бабушка умела лечить икоту. Есть у них такая традиция народного лечения, какого-то даже колдовства, народной религии. Мне в семье часто объясняли: чувствуешь что-то плохое на этом месте - иди в другое. Очень интересно как вожане относятся к реальности, снам, образам. Например, знания о разной нечистой силе. Мы однажды ездили читать заметки Пауля Аристэ, который долгое время изучал водь в первой половине 20 века, у него есть рассказ, в котором крестьянин в лесу встречает пахалайна, то есть черта. Крестьянина спрашивают как он выглядел, на что тот отвечает: "Да никак он не выглядел, поэтому и пахалайн!" Мне близко даже устройство дома и ясно почему одни предметы должны стоять там, а другие - там.

Позиции в научных кругах по отношению к води очень сильно изменились за последние десять лет. Раньше Татьяну Викторовну Ефимову обвиняли в том, что она подтасовывает факты и вообще говорит неправду. Теперь уже с ней никто не спорит, правда очевидна и доказана.

Я отношу себя к води, и в переписи запишу себя вожанкой. Конечно, если разбирать генетически, все будет сложно. Но когда я приехала в Лужицы, меня сразу как свою приняли, я смотрела сразу изнутри на этот мир и мне весь его уклад сразу был понятен.

Два года назад нам с Татьяной удалось добиться официального признания води как коренного народа России, чтобы как-то приостановить разрушение деревни из-за строительства порта. Но получилось так, что признать - нас признали, а вот территорию проживания не обозначили, потому что "это неудобно". А вообще-то на территории проживания коренного народа ничего делать нельзя. На наши запросы в администрации уже не отвечают, зато при встрече всегда спрашивают: "А что же вы не приходите?". Сейчас непонятно что делать, и выхода никакого из этой ситуации нет. Выходит, что расселение неизбежно. А для этого народа, народа земли, это губительно.


Марина Александровна Петрова (1970 г.р., д. Лужицы)

Татьяна Викторовна Ефимова (1956 г.р., д. Лужицы)

Екатерина Кузнецова (1975 г.р., г. Санкт-Петербург)

Карина, Марина, Даша, Маша и Алиса (1996, 1997, 1998 г.р., средняя школа, д. Краколье)
Нет фото
<< < 13 из 14 >  

Назад в раздел