Фотовыставка "Люди земли"

В начале января 2011 в библиотеке им. Маяковского прошла выставка  "Молодая фотография". В одном из разделов этой  выставки был представлен проект работавшей в Лужицах фотохудожницы Яны Романовой «Maaväci». В проекте были показаны фотопортреты вожан - жителей деревни Лужицы, сопровождаемые небольшими рассказами этих людей о себе. Здесь мы представляем "он-лайновый" вариант выставки. Предисловие написано автором проекта - Яной Романовой.


«Maaväci», люди земли – одно из названий некогда многочисленного народа, населявшего территорию от Чудоского озера до Финского залива, коренные жители России. Сегодня водь или ваддялайзет – это дюжина пожилых бабушек и дедушек в деревнях Лужицы и Краколье Кингисеппского района. Долгие годы о них никто не слышал, и даже исследователи полагали, что вожане уже давно часть истории.

Во время Второй Мировой Войны маавячи были принудительно депортированы в Финляндию – приходилось бросать вещи, дома, огороды и скотину. В чужом краю прожили целый год, и, несмотря на комфортные условия – у многих появились работа и кров, - все семьи вернулись на родину. Родина же ответила людям своей земли приказом партии, который получил название «24 часа». 24 часа, чтобы снова собрать вещи и уехать в Ярославскую область, а то и дальше – по подозрению в шпионаже. Окончательно вернулись на земли своих предков только после смерти Сталина.

Но дома ситуация сильно поменялась – теперь в деревнях жили русские, говорили только по-русски и на вожан смотрели как на «врагов народа». Детям запретили говорить на родном языке, чтобы они смогли ходить в школу, да и дома старались только шепотом, когда никто не слышит. Возможно, никто бы ничего не узнал об этих людях, потому что сами они отвыкли говорить о своем народе, если бы не начало строительства портового терминала федерального значения в районе Усть-Луги.

В конце девяностых годов вокруг деревни начали вырубать лес, традиционные промыслы, которыми все еще занималась вожане, постепенно сошли на нет – грибы здесь больше не растут, ягоды тоже отходят, а с появлением порта исчезла вся рыба. Активисты из молодых жителей деревни начали подавать жалобы в администрацию района, собирать подписи, писать письма, пытаясь доказать, что они действительно коренной народ и по закону территорию их деревни и несколько километров в округе должны оставить нетронутой. Вскоре после этих писем сгорел первый музей водской культуры в Лужицах, а как построили второй своими силами – сгорел и второй.

Два года назад води удалось добиться официального признания и быть записанными в перечень коренных народов России, но сейчас эта запись уже никак не повлияет на ситуацию – порт находится в километре от деревни, планы по сносу жители уже видели, и считают, что дело не за горами.

В этом проекте нынешние вожане, люди земли, позируют на светлом фоне, как позировали их предки на архивных фотографиях, уничтоженных вместе с музеями, в руках у них те немногие предметы быта, что остались от родителей, но кроме прошлого, мы видим и другой фон - тот контекст, в котором они существуют сейчас.

 
 
 
 
  Линивенко Нина Александровна (1935 г.р., п. Ленрыба)
  Николай Федорович Нестеров (1921 г.р., д. Лужицы)
  Зинаида Андреевна Савельева (1938 г.р., д. Краколье)
  Таисия Александровна Михайлова (1934 г. р., д. Лужицы)
 
 
 
 
  Александр Иванович Борисов (1931 г.р., д. Краколье)
  Татьяна Константиновна Наумова (1941 г.р., д. Лужицы)
  Вера Николаевна Сафронова (д. Краколье)
  Нина Константиновна Виттонг (1941 г.р., д. Лужицы)
 
 
 
 
  Иван Григорьевич Георгиев (1928 г.р., д. Лужицы)
  Зоя Васильевна Чернышева (1932 г.р., д. Лужицы)
  Марина Александровна Петрова (1970 г.р., д. Лужицы)
  Татьяна Викторовна Ефимова (1956 г.р., д. Лужицы)
 
 
   
  Екатерина Кузнецова (1975 г.р., г. Санкт-Петербург)
  Карина, Марина, Даша, Маша и Алиса (1996, 1997, 1998 г.р., средняя школа, д. Краколье)



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс