Клад Кригера


22 сентября 2009 г. на территории Кингисеппского района был найден клад. По словам владельца клада, нашёл он его случайно при проведении мелиоративных работ на своем участке. Лопата стукнула о железо. Выкопав яму, Кригер Владимир Николаевич (так зовут владельца клада), увидел котел с ручкой.

Стряхнул землю, перевернул котел и увидел большое количество раковин каури, монет, бисера. Две недели, Владимир Николаевич пытался понять, что же он нашёл и представляет ли его находка какую-либо ценность. В итоге, решил принести клад в Краеведческий музей г. Кингисеппа. Все обращают внимание на мистическое совпадение чисел. 13 октября 2008 года водь признана коренным народом Ленинградской области. 13 октября 2009 года клад поступает в фонды Краеведческого музея. 13 ноября 2009 г. состоялась конференция, на которой клад был представлен на всеобщее обозрение .

В бронзовый котёл были сложены наиболее значимые детали водского народного костюма: передник, каттериды, шапочка девушки-невесты, пояс, подвески-кисточки и височные кольца, нагрудные украшения.
Клад был заранее осмотрен группой специалистов, среди которых были археологи: Хвощинская Н.В., Конькова О.И., этнограф Королькова Л.В., археолог Шмелёв. И на конференции они представили свои выводы о ценности и значимости найденных вещей. Хвощинская Н.В. не смогла принять участие в конференции и прислала свое письменное заключение.

Вывод 1.

Сохранившиеся детали водского костюма относятся к 17 веку. Время определили по шведским жетонам, подвешенным к бисерным полоскам на каттеридах и переднике. До сих пор мы знали водский костюм конца 18-века (по описанию Ф.Туманского). Таким образом, время изготовления костюма удревнилось по меньшей мере на 100 лет. Следует добавить, что височные кольца могут датироваться концом 13 века.

Бубенчики (один), подобные представленному в кладе изготовлялись, согласно новгородской датировке с 13-го века, мелкие прорезные – не датируются, зелёные бусы –изготовлялись с 12 столетия до 17-18 века, оловянные бляшки-с 11 до 14 века, многодырчатые свинцовые накладки - не известны по новгородским раскопкам, раковины каури( по раскопкам ижорского плато) массово распространялись уже в 14-15 столетии. Сам бронзовый котёл отнесен к 16-17 столетию.

Один экземпляр такого котла находится в г. Турку в Финляндии. Отмечено так же высокое качество вытканного полотна, причем используется, как две нитченки, так и четыре. Синее сукно - валяное. В окраске тканей используются, как покупные краски, так и природные (например, кора ольхи). При плетении поясов используются разные техники (плетение на дощечках и на вилке). Обратите внимание, как оригинально оформлены концы пояса ( vüö ). Более точные и конкретные выводы будут опубликованы специалистами позднее.


Вывод 2.

Мы получили все детали костюма, о которых до сих пор не было четкого представления.

Вывод 3 .

 Аналогов водского передника из клада Кригера нет ни в одном музее мира.

Конькова О.И. сделала вывод о том, что это костюм старшего возраста женщины родившей ребёнка. Был представлен аналогичный костюм конца 18-го века, изготовленный группой мастериц под её руководством. И было приятным сюрпризом на конференции, когда молодой парень Никита Дьячков, имеющий водские корни в д. Краколье вышел и сильным красивым голосом запел водскую древнюю руну о сотворении мира. Мы понимали всё до последнего слова, и так кстати была эта прекрасная водская песня! Повеяло какой-то первозданной чистотой, красотой нарождающегося мира, который мы так любим и который сегодня не узнаём.

Действительно, у води существовало чёткое разделение костюмов по возрастам: костюм девушки-невесты (tütto -? ), костюм молодки (noorikko) , который она носит два года после свадьбы, костюм третьего возраста (naizikko) , который носит женщина в течении 10-15 лет и костюм старухи (vana baba) на весь последующий период до смерти. Достаточно точно костюм описан в книге Э. Ё пик «О води и ижорах в конце 18 века», издательство «Валгус», Таллинн, 1970 год. В основе книги лежит рукопись с этнографическими и лингвистическими материалами Петербургской губернии писателя и историка Ф.Туманского с приложением карт и комментариями. Редактор А. Виирес. Впервые в послешведский период, Туманский правильно записывает самоназвание води, указывает территорию проживания води в конце 18 века, описывает некоторые обычаи, верования, и т.д. Рассказывая о костюме, мы неоднократно будем обращаться к этому бесценному труду.

« Различая себя от прочих народов именуются вадделазит, т.е. старожилы и ещё ныне старики их утверждают ( так они мне необинуясь говорили), что земля от Финского залива до Чудского озера была собственностью их предков» Ф.Туманский. (стр. 54)

Лучше всего сохранился передник – põlvilinna . Прямой перевод на русский язык – наколенник. Вот как его описывает Ф.Туманский: «Под низом чессараттита или под передником от пояса висит поелвилинна или суконной же синий широкий передник, ушитой четырью рядами бисеров с монетами и два ряда , вышитые медными кольцами маленькими наподобие снурков. Один ряд с вершок шириною и под оным тоже монеты; а другой ряд с колокольчиками большими; низ же вершка на три ширины убран разными взорами и медными кольцами.» Такой передник носила ноорикко два года после свадьбы. Особенно охранялось вынашивание первого ребёнка. По поводу третьего возраста Туманский говорит довольно решительно: « имеет так же и поелвилинна простой суконный синий, но не смеет на оном иметь ни бисеров, ни колокольчиков, ни камней ». Костюм 3-го возраста в целом проще по убранству, например, отсутствуют богатые отделки у кистей рук и на плечах: ihassud ja ihapirad .

Что касается кусочка шапочки , то, возможно это действительно pääste –старинный праздничный головной убор, который женщина одевала через два года после свадьбы т.е. 3-его возраста. Его отличие от paikas 2-го возраста, которая « вышитая и выстроченныя на холсте самом чистом белом » состоит в том, что пяястэ шьётся из красного сукна и полностью покрывается жёлтым бисером. На пайкас же только « на самой верхушке шапки наподобие цветка пришиты бисеры и змеиные головы».


К сожалению, каттериды ( karu katterid) или «медвежьи покрывала» сохранились недостаточно хорошо, но все детали узнаваемы. Это набедренные подвески, украшенные рядами бисерных полосок с жетонами-аналогами денег. Туманский по этому поводу писал : "катриды… ткутся нарочно из красной шерсти с разноцветными полосками; на оной пять рядов…; первой унизан бисерами и обведён белыми кораллами, второй из жёлтых бисеров вниз с выемками или гирляндами и унизаны: нижний край разною монетою, таков же точно третий, четвёртый и пятый ряды, шестой или последний край, т.е. обруб, в вершок шириною состоит из медных, самых мелких колец разным взором сложены,х наподобие снурков, а затее, висящие по желанию и вкусу монеты, делают заключение".  Этнографически  они хорошо исследованы и описаны. Жаль, что на русском языке, кроме рукописи Туманского, опубликованных работ нет. Про монеты Туманский пишет: « вовместо золотой и серебряной монеты беднейшия употребляют пуговицы и фенинги» и добавляет: « Вся таковая одежда девки стоит недёшево, смотря по драгоценности камней и бисеров и колличеству золота и серебра».

Костюм явно не самой богатой водской семьи и всё-же. Время шведских войн. И в опасную минуту, как самое ценное, кто-то из семьи бережно прячет его в землю. Был задан вопрос: «Почему?». Ответ правильный: «Вы же бережёте то, что достаётся Вам в наследство от родителей, от бабушек, дедушек, потому что это память. Материальная ценность. Семейная. Магическая». Присоединяюсь к ответу Ольги Игоревны и хочу добавить. Костюм несёт информацию. Это как письмо, полученное из прошлого. Надо ли говорить, какой подарок получили ваддя! Прочитать его не трудно, несмотря на «затёртость» некоторых мест. А сопоставив с другими «рукописями», оставшимися знаниями и с применением сохранённого водского языка открывается неповторимая действительно великая культура древнего народа.

В зале сидели представители этого народа, скромно, достойно. Как объяснить всем нам русским, что дело совсем не в том, сколько представителей данного народа сегодня осталось; один или миллионы. Дело в том, хотим ли мы, как преемники мудрости и величия коренных народов знать о их истории и культуре, а значит и своей собственной. Напомню слова графа Бобринского, сказанного в Археологическом обществе в 1892 году.

«Если бы меня спросили, что происходило в Новгородских пятинах, как вообще жили люди вне городов, я начертал бы мрачную картину нищего племени, полудикарей, укутанных в звериные шкуры и укрывавшихся в лесу. Ель, сосна, да мох седой. Сегодня на тот же вопрос я дам иной ответ. Я знаю оседлое племя, обитающее в многочисленных деревнях, знакомое с удобствами жизни. Я опишу мужчин, вооружённых отлично коваными, иногда изящными орудиями: мечами, секирами, кинжалами. Женщины одеваются богато, изукрашаются серебряными и медными безделушками, серьгами, ожерельями. В руках их обращаются различные орудия домашнего быта, очевидные признаки культуры. Многочисленные монеты, которыми блещут их ожерелья, свидетельствуют о торговых сношениях с далёкими государствами Европы. К числу археологов, истративших много личного труда на дело разъяснения первых страниц истории северной России, принадлежит почивший сочлен наш Лев Константинович Ивановский». Прошло более 100 лет, но мало что изменилось в сознании общества, относительно коренных народов Севера. У русского человека сформировался какой-то отстранённый менталитет, будто он пришёл с неведомой планеты с суперцивилизацией и на протяжении истории, выполнял роль благодетеля, неся знания и прогресс всем диким и отсталым племенам, населяющим некогда пространства будущей Руси. И как далеко мы зашли в изучении истории, что не можем различить понятия «русский» и «славянин» и не можем объяснить, почему мы, единственный народ в мире, который называется именем прилагательным? Вопросов много. Давайте искать ответы. Тем более, что сама Земля нам в этом помогает.

Т.Ефимова, ноябрь 2009


© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс