История деревень

Краколье

Первое упоминание о д. Краколье относится к 1618- 1623 г.г. /Ингерманландская писцовая книга. Копорский лён. Стр 56./

Деревня принадлежала барону Беньямину. В деревне жили издавна:

1. Дв. Иванко Лавров с сыновьями Михалкой и Якимкой. ( 3 лошади и 3 коровы)

2. Дв. Ромаша Семёнов с братом Иванком (1 лошадь и 1 корова)

3. Дв. Соффуша Данилов с сыном Фёдорком (1 лошадь и 1 корова)

4. Дв. Минка Куровицкой с сыном переселились из д. Куровицы Ивангородцкого лёна (1 лошадь и 1 корова)

Бобыли:

5. Дв.Филипко Долгой (1 корова)

6.Дв. Лафуерко (1 корова)

7.Дв. Гаврилка Бобыль.

8.Дв. Вася Селенин.

Официальное название деревни – Краколье.

Современное название д. Краколье есть сокращённая форма названий Караколье, Кораколье, Короколье. Все эти названия часто употреблялись как в речи старожилов деревни ( а так же соседних деревень), так и в официальных документах.

„Meiee oli pervii karakol’je“ *говорит Ф. М. Шумилова.1904 г.р./Fenno-ugristica 27. Tartu 2005.lk 74/

Социолог П.Кёппен, который в 1851 году опубликовал список водских деревень, указывает название деревни «д. Короколье (Йоенперя). Указано число жителей- 138 м.п., 162 ж.п. Всего 300 душ. В том числе Великокняжеских крестьян м. 91, ж.106, об. пола 197 душ. / Водь в С.Петербургской губернии. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1851.стр.72/

В «Списках населённых мест по сведениям 1862 г.» упоминается деревня Караколье (Краколье) владетельная.

Своё название деревня получила от речки Караколки, на восточном берегу которой и сегодня расположена старинная часть деревни. Когда деревня «перешагнула» через речку, появилось второе неофициальное название Йыгыперя (водское) и Йоэнперя (ижорское), что переводится, как «Заречье».

Водская версия перевода официального названия:

Название состоит из двух слов: „kora”- название медведя, зафиксированное в д. Краколье /Vadja keele sõnaraamat.T2, Eesti Keele Instituut, 1994, lk. 232/ „kolkka”-угол (образован р. Лугой и берегом Лужской губы Финского залива). Возможный перевод названия «Медвежий угол».

Кроме названия у каждой водской деревни было ещё и шутливое прозвище. Кракольских жителей называли «бомбо» -жуки.

В 19 в.в. деревня делилась на две части: Краколье 1- куникаа валта – казённое владение, которое подчинялось Ораниенбаумскому Дворцовому правлению и Краколье 2- херр валта – помещичье владение. Помещичье владение имело Корфен ытсса в восточной стороне деревни и называлось так по фамилии капитана Ивана Осипова Корфа, в западной части – владения коллежского советника Павла Матвеева Бессонова и его жены Пелагеи Екимовой. В поместной истории деревни есть любопытный факт. Кракольское поместье неоднократно меняло своих хозяев и наконец, в 1884 году было приобретено двумя братьями – крестьянами из д. Лужицы. Один из братьев- Иван Яковлев Яковлев, поселился в мызе «Краколье» и его сын Костя Иванов Яковлев запомнился жителям деревни, как «грязный барин». Дело было не в содержании усадьбы или внешнем виде, возможно, местные жители таким образом подчёркивали его крестьянское происхождение.

В науке принято разделять Куникаа валта и Херр валта, как концы, населённые разными народами – вожанами и ижорами. Помещики обязаны были привозить русских крестьян, согласно реформе обрусения, которая активно осуществлялась в середине 18 века. Согласно этой реформе на 1 русский двор полагалось две «чухонские» души мужского пола. Поэтому есть смысл говорить об изменении языка смешанным водского-русским помещичьим населением. О каких либо переселениях ижор сведений найти не удалось.

В Краколье была деревянная мощёная дорога. Речку Краколку чистили каждый год сами жители. По обе стороны речки были сады. /В.М. Гаврилова. 2005 год/

В речку Караколку впадал Каменный ручей. Мост через речку по вечерам служил танцплощадкой для молодых людей.

Старинное деревенское кладбище располагалось на берегу р. Луги. Там же стояла Морская Николаевская (Meri Mikkula) часовня. Позднее в 1920-е годы на месте кладбища был построен Лесопильный завод. Для нового кладбища было выбрано красивое место в сосновой роще рядом с церковью Николая Чудотворца. Николаевская церковь была построена за 2 года (заложена в 1872 г., освящена в 1874 г.). Вмещала 1300 человек. Высота – 12 сажень./Данные ЦГИА/ Последняя служба состоялась в 1938 г. Последний священник и директор церковно – приходской школы Александр Дубравин был репрессирован, звонница разломана. В 1952 г. Николаевская церковь была перенесена на берег Луги и использована под Клуб. В настоящее время в ней располагается Кракольская библиотека и Церковь.

Известно ещё одно старинное кладбище, которое называют «Шведскими могилами». Ещё в нач. 20-го века на этом кладбище стояли железные кресты.’

Из метрических книг 1860 года известны следующие жители деревни:

Вотчины надворного советника Алексея Николаевича Митрофанова:

1. Иванов Степан.

2. Логинов Лука.

3. Фёдоров Терентий.

4. Емельянов Михаил – дворецкий.

5. Кузьмин Никифор.

6. Варламов Кирилл.

7. Семёнов Евстигней.

8. Власов Владимир.

9. Васильев Фёдор.

10. Матвеев Мартин.

11. Михайлов Николай.

Ведомства Ораниенбаумского дворцового правления

1. Нестеров Матвей.

2. Нестеров Фома.

3. Петров Родион.

4. Иванов Семён.

5. Иванов Платон.

6. Фадеев Пётр.

7. Потапов Борис.

8. Герасимов Иван.

9. Афанасьев Логин.

10. Яковлев Иоаким.

11. Яковлев Феоктист.

12. Федотов Владимир.\

13. Захаров Василий.

14. Абрамов Федот.

15. Борисов Борис.

16. Савин Яков.

17. Никонов Василий.

18. Феоктистов Парфирий.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Деревни
Фадеев Михаил Васильевич (1898-1973). Водь. 1049:45. Фото Густава Рянга. 1943 г. Архив Эстонского Национального Музея г. Тарту. 12. Титов Василий Григорьевич ( 1903-194?) Учитель. Руководитель подпольной группы в период немецкой оккупации. Водь. Михайлов Никифор Маркович (1875-1953). Водь. 1009:378. Фото Эрика Лайда. 1942 г. Архив Эстонского Национального Музея г. Тарту Герасимова Матрёна Павловна. (1885-1961). Водь. 1009:402. Фото Эрика Лайда. 1942 г. Архив Эстонского Национального Музея. Степанова (ур. Петрова) Мария Филипповна.( 1890 г.р.) Водь. Из семейного архива Гавриловой В.М.


© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс