Чивисаари - Каменный остров

Очень интересную прогулку можно совершить в окрестностях деревни Лужицы. Буквально в радиусе километра находятся несколько мест, которые когда- то, возможно, были центрами совершения древних языческих обрядов. Сегодня на этих местах остались «свидетели» тех обрядов — загадочные камни, о которых речь дальше.

Начнем мы нашу виртуальную прогулку от Петазикко. Петазикко (от слова «petaja»-сосна ) – это Сосновая рощица на берегу р. Лужицы ( Tõrvajõgi).

Все жители единодушны в одном, что место это особое, часто рощу называют священной. Возраст сосен оценивается под 400 лет. Старожилы деревни вспоминают, что еще в 50-х годах женщины часто выметали территорию рощи вениками, правда, зачем это делалось, теперь спросить уже некого.

В конце 1960-х за попытку строительства в Петазикко один из лужицких жителей был наказан штрафом ,и этот случай получил всеобщую огласку через газету «За коммунизм». Скот тоже гнали в обход рощи, хотя и через рощу шла дорога на выпас, а путь в обход был много длиннее.

Почему Петазикко всегда была отмечена особым вниманием жителей - это загадка, ответа на которую мы не знаем, но полагаем, что роща была одним из тех мест, которые теперь иногда называют «местами силы», поэтому нашу прогулку по сакральным местам мы начали именно от нее.

Следующая точка нашего путешествия находится примерно в 200 метрах от Петазикко. Это так называемый «Серый камень».

Здесь, на правом берегу р. Лужицы когда-то давно располагались лужицкие рассадники под капусту. С обоих берегов всегда были хорошие подходы к реке, и местные ребятишки любили здесь купаться. Но некоторым маленьким детям их родители купаться именно в этом месте запрещали категорически. На вопрос «Почему нельзя там купаться?» отвечали: «потому что утонешь», «в этом месте телят топили» и т. п. В общем, ответы были уклончивы, но чувствовалось, что взрослые чего-то боятся.



«Серый камень»


Поднятый со дна малый камень с солярными и домовыми знаками

Прояснить ситуацию помогает нам один любопытный документ Ведомства Православного исповедания от 24 декабря 1734 г. « Об учинении в д. Лужицы, при народном собрании, беспощадного плетьми наказания крестьянам той же деревни, за совершаемые ими суеверные обряды, а детьми их жертвоприношения петухов дикому в реке камню». «в той деревне в реке Лужице имеется камень дикой серой, близ берега над водою в виду два аршина и к тому камню в Филипповы заговенья, т.е. ноября 14-го дня, тоя деревни крестьянские малолетние, от четырёх до десяти лет, дети приносили ежегодно по петуху, и, отрубя голову, бросали на оной камень, а петуха, сварив, ели у того камня одни малолетние; а тех петухов давали они крестьяне по очереди подворно; и то чинили изстари по сей же 733 год, - а какой ради причины- того де не ведают. А Дементий да Семён Клементьевы сказали: «Слыхали, дескать, они от деда своего, той деревни Лужиц крестьянина Михаила Кирилова, который умер тому лет с 50 и больше, что петухов к помянутому камню стали носить того ради, что тот камень в летние времена, в котором году петуха не принесут и головы на тот камень не бросят, малых ребят и скот топит».

Похоже, что речь идет именно об этом сером камне, и страх родителей, что дети, купаясь в этом месте могут утонуть, становится понятен. Далее в документе говориться, что камень должен быть уничтожен, но, судя по всему, что приказ об уничтожении камня не был выполнен.

Интерес к Серому камню будет ещё большим, если посмотреть камень, поднятый в этом месте со дна лужицкими детьми в 2008 году. С одной стороны камня выбиты два круга: маленький и большой, а с обратной стороны – рисунок в виде скобы.

Обратимся к тем же документам 1733-34 года. Описываемые события происходят в соседней деревне Косколово, но очевидно, что они отражают обряд, общий для всех водских деревень. В документе под № 2769 говорится о том, что в праздник Ильи крестьяне д. Костоловой ( так в документе обозначена деревня Косколово) вечером приходили «в обруб, в котором имелся крест дубовой с подписью, и, засветя перед оной крест свечи, молились, а на другой день, брав в реке Костоле и на поле всяк по камню, и обмыв, клали в тот обруб, якобы в почесть Илье пророку».

В Лужицах, согласно тем же документам, тоже был крест в обрубе. Возможно, поднятый со дна камень - один из тех, которые крестьяне д.Лужиц так же клали к кресту, а после запрещения обычая, вернули в реку.

Такие же круги, как выбиты на поднятом из реки камне, в изобилии присутствуют в водской орнаментации предметов быта и орудий труда, в вышивке и деревянных украшениях. Знак с обратной стороны камня вполне мог быть «talo merki» (семейным знаком), чтобы Илья точно знал, что эта семья почитает его и на его милость надеется. При опросах крестьяне в обеих деревнях так и говорили, что «всё чинили по старому обыкновению, как делали деды и отцы их, чая добра». Семейный знак в виде скобы учтён, как предположительно относящийся к роду Мироновых - Ефимовых в д. Лужицы.

Если это предположение верно, то в этом месте в реке можно найти камни с такой же символикой и со всеми семейными знаками жителей деревни. Этот вопрос еще ждет своих исследователей — кто не боится, может понырять у Серого камня в поисках мелких камней с выбитыми семейными знаками.


Чашечник


Крест на камне на Чивисаари

От рассадников на северо – северо-запад через 700 метров мы подойдём к камню, впечатляющему своими размерами. Он едва разместится в квадрате 4мх4м. Высота камня над землёй- 80 см. То, что камень не оставался без внимания лужичан, очевидно. Вездесущие деревенские мальчишки приезжали сюда на велосипедах; после купания грелись на его горячей поверхности. В середине камня большое углубление, по краям которого видны следы ожёга. Такие камни обычно называют камни - чашечники. В старину такие камни активно участвовали в различных религиозных обрядах. В «чашечках» накапливалась вода, которую использовали в лечебных целях. Как использовался лужицкий камень пока остаётся загадкой.

И мы приближаемся к конечной точке нашего небольшого путешествия . Раньше через речку в этом месте был устроен мост по которому можно было пройти на Чивисаари (Каменный остров). Сейчас мост разрушен, и на остров можно попасть только вплавь или зимой по льду. Островок небольшой, поэтому на нем легко можно найти большой камень с выбитым на нем крестом. Какие обряды проходили около этого камня, неизвестно, но есть одно любопытное предположение.

У вожан есть удивительный обычай, о котором сообщают многие информанты. Накануне Пасхи (вод. Энипяйвя) люди всю ночь не спали, «чтобы посмотреть, как Солнце играет». Для этого задолго до рассвета выходили на берег моря.

Для чего они это делали? Опуская всю цепочку рассуждений, скажем, что напрашивается вывод о том, что у вожан был свой разрывный народный календарь. Чтобы начать отсчёт нового года стремились зафиксировать момент, когда солнце всходит точно на востоке. Это день весеннего равноденствия, от которого отсчитывается Пасха. Вожанам же этот день мог быть интересен тем, что от первого новолуния после этого дня легко отсчитывались сроки сельхозработ. Позже, когда христианские праздники частично слились или заменили языческие обряды, смысл обряда мог утратиться, и формально выходить смотреть на восход стали перед Пасхой.

А в те времена, когда фиксация весеннего равноденствия была еще актуальна, в местах наблюдения за солнцем должны были быть какие-то ориентиры, в частности, указатель направления на восток. Вполне возможно, что крест на камне на Чивисаари и есть один из таких указателей. Второй ориентир должен быть на Сойкинском полуострове, который отсюда прекрасно виден. Это пока только гипотеза, которая нуждается в проверке — посмотреть на восход солнца в день весеннего равноденствия с Чивисаари у авторов не было возможности. Возможно, кто то из читателей поможет нам в этом!


На Чивисаари много интересных камней заслуживающих внимания: вышербленные камни и камни с явными следами обработки. Предположительно, именно здесь на большом плоском камне стояла Морская часовня в виде столба. Каменный остров ждёт не только любопытных туристов, но и профессиональных исследователей.




© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс