Поиск по сайту
Locations of visitors to this page

Вера

1534 г. марта 25. - Грамота новгородского архиепископа Макария в Водскую пятину, в Чудь, в Ижору, в Карельский и др. уезды об искоренении языческих обрядов.

От преосвященного архиепископа Великого Новагорода и Пскова владыки Макарья в Воцкую пятину, в Чудь, в Толдожской погост, и в Ижерской погост, и в Дудровской погост, и в Замошской погост и в Егорьевской погост, и в Ополецкой погост, и в Кипенской погост и в Спаской погост, в Зарецкой, и во все Чюцкие уезды и Ижерские, и в Вошки, да и во вся Копорскиа, и Ямския, и Иванегородския, и в Корельские, и в Ореховские уезды, в волости и в села, по монастырем и по погостом, к старым церквам и к выставкам, игуменом и священником и диаконом, ко всем без омены.!

Здесь мне сказывали, что деи в ваших местех многие христиане з женами и с детми своими заблудили от истинный христианския православныя веры: о церкве деи божий и о церковном правиле не брегут, к церквам к божественному пению не ходят и к вам деи, к отцом своим духовным, ко игуменом и попом, на покаянье не приходят, а молятца деи по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю; и среды деи и пятка и святых постов не чтят не хранят, и в петров деи пост многие ядят скором, и жертву деи и питья жрут и пиют мерзким бесом, и призывают деи на те свои скверный молбища злодеевых отступник арбуев чюдцкых, и мертвых деи своих они кладут в селах по курганом и по коло-мищем с теми ж арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умърших оне не возят съхраняти; также деи у них у которые жены детя родитца, и они деи наперед к тем своим родилницам призывают тех же скверных арбуев, и те деи арбуи младенцем их имена нарекают свойски, а вас деи игуменов и священников оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи и над каноны их арбуют скверным бесом и смущают деи християнство своим нечестием; и их деи развращенным учением те христиане, заблудив, многая злочинья творили и до сего дни, и в том их нечестии и злочиньи велика [по]ношенья бывают истинный христовы веры православному христианству; а вы их от таковых злочиний не унимаете и не наказываете учениа по церковному преданью на истинную христову веру православную, ино то вы, игумены и священники, негораздо чините, что о своих духовных детей душах попеченья не имаете и о учении не брежете их.

И яз ныне, слышав о таковых неистовственных делех в тех христианех бывающих, с великим тщанием подвигся пети молебны събором господу богу и пречистой богородицы о избавлении прегрешенья их, да и воду святил с животворящих крестов и с чюдотворных икон и з святых мощей, да ту есмь святую воду послал к вам и к вашим детем духовным и к всему православному христианству, в ваши места, с своим рожественским священником с Ыльею, а с тем священником с Ыльею послал есми своих детей боярских Васюка Палицина да Ивашка Ошманаева, а приказал есми им у всех христиан, в ваших местех, те скверный молбища велел разоряти и истребляти, огнем жещи, а христиан тех мест велел есми священнику Илии наказывати и поучати на истинную православную христову веру.

И как наш священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б, игумены и священники и диаконы, с нашим священником с Ыльею и с теми нашими детми боярски[ми] часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели сбиратись, купно всем им, единодушевно и тщателно, по всем . тем чюдцким и ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти вконец и огнем жещи, а арбуем бы есте и их учеником, идолопоклонником, к тому нашему священнику Илии велели на поучение приходити и поучениа от него слушати во всем; и как где в которых погостех и уездех те скверныя молбища разорят и огнем выжгут, и яз в всех тех погостех по церквам велел своему священнику Илии пети молебены господу богу и пречистой богородици и великим чюдотворцом с всеми вами игумены и з священники, да и воду святити; и как воду освятите и вы б тое святую воду, которую сами освятите, с тою святою водою, которая от нас к вам приидет, совокупляя в едино, ездили по всем своим приходом, по селом и по деревням, ; и кропили всех православных христиан от мала и до велика и где места и жилища их; и заповедали бы есте арбуем и их учеником, идолопоклонником, накрепко, чтоб оне своих предних скверных дел престали и вперед бы о православьи брегли, к церквам божиим к пению ходили и к вам к отцом своим духовным на покаянье приходили, а вы их на покаянье приимали почасту и поучали бы есте их и исправливали по правленому извещанию святых апостол и святых отец, елика ваша сила, занеже вам о всех тех и единородных душах своея паствы ответ воздади пред богом в день судный.

И вы о сем непросто, ниже мало сие дело мните, но наипаче и вышше всех о сем да подвизайтесь во всех своих духовных детей исправливати и поучати; и брегли б есте их и наказывали всегды, чтоб они вперед жили все в чистоте и в посте и в молитвах, елика чья сила, и творили бы каноны и приношенья достойная истинному господу богу спасу нашему Исусу Христу и пречистой богородицы, также и великим чюдотворцом в честь и в память их; а умерших бы в селех по курганом и по коломищам не клали, а возили б всех умерших похороняти к церквам на погосты, также бы и детей крестити приносили и свадбы венчатись приходили к церквам на погосты, а среду и пяток и все святые посты оне честно имели с благоговением и молитвами, и молились бы господу богу и пречистой богородице о своем преступленьи и заблуженьи, еже твориша в неведении своем и до сего дне, и от тех бы скверных дел вконец престали по государя великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца заповеди и по нашему духовному наказанью.

И которые арбуи и их ученици, идолопоклонници, от своих скверных дел престанут и учнуг каятись вам, отцом своим духовным, что вперед им таким не быти, и вы б всех тех исправливали по правилом святых-апостол и святых отец; а которые арбуи и их ученици, идолопоклонници, вас, отцов своих духовных, не учнут слушати и на поученье к вам приходити, и вы б о тех о всех непослушницех сказывали и возвещали тем детем боярским, которые христиане за которыми детми боярскими живут, чтоб оне тех законопреступников имали и к нам присылали в Великий Новгород; а и заповедь бы есте вперед о том учинили крепкую, чтоб те скверные молбища не токмо по вашим местом и ездом, в селех и в деревнях и в лесех, но и по окрестным местом нигде не именовались, и вашим бы бреженьем те молбища везде отнюдь в конец истреблени и попраны были. Да в ваших же деи местех, в Чюди, и в Ижере, и в Вошкех, многие люди от жон своих живут законопреступно с жонками и с девками, также деи и жены их живут от них с иными людми законопреступно, без венчания и без молитвы; и вы б всех тех наказывали, чтоб жили законно с своими предними женами; а которые не женаты, а живут з девками и з жонками по любви снявся, и те б отроки с девицами вен-чалися, а вдовци бы со вдовами молитвы имали у вас, у отцов своих духовных; да исправливали бы есте их и поучали по правилом же святых апостол и святых отец.

А которые христиане государя великого князя заповедь и наше наказанье преступят, ваше отцов своих духовных поучение, леностию и нерадством, не учнут которые слушати и повиноватись вам о всяких недоумеемых делех духовне и телесне, и вы б о всех о тех непослушницех и о безчинстве их отписывали ко мне к архиепископу подлинно ныне с нашим священником с Ильею, да и вперед бы о том к нам отписывали ж; а ныне есмь велел своим детем боярским, Васюку Палицину и Ивашку Ошманаеву, тех всех ослушников и законопреступников, которые не учнут вам о своих согрешениих каятись, давати на крепкие поруки, с записми, да срочити пред себя, перед архиепископа в Великий Новгород, и тем всем от государя великого князя быти в великой опале, а от нас в конечном изверженьи без милости.

А которые в вас самех игумены и священники о тех всех заблужших христианех не учнут попечениа имети, и поучати, и наказывати их на истинную православную христову веру, и тем игуменом и священником самем быти от меня в конечном изверженьи без милости ж; а которые игумены и священники тех заблужших христиан учнут бречи и наказывати о том по государеве великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца заповеди и по нашему духовному наказанью о всем по тому, как в сей грамоте писано, и на тех буди милость божиа и пречистыя богородица и благословение великих чюдотворцов, да и нашего смиренья благословение да будет с вашим священством во веки. А нашего бы есте священника Илью, и детей боярских наших с ним, игумены и священники и диаконы и весь причет церковный чтили и корм им давали по силе, что ся у кого лучило, по сей грамоте. А прочитал грамоту отдавайте священнику нашему Ильи назад, а у себя б есте на всяком погосте велели диаком церковным с сей грамоты писати противни, слово в слово, не издерживая нигде ни часу. Писана грамота в Великом Новегороде, лета 7042 марта в 25 день. А подписывал архиепископль диак Васьян Александров

Г.П.Б. сборник скорописью XVI в., д. XVII, № 50, лл. 116 об.-120.
Напеч. в Д.А.И., т. I, № 28, стр. 27-30. и в Древн. Росс. Вивл.,
т. XIV, стр. 149-156.
/ Материалы по истории Карелии ХII - XVI в.в.
Петрозаводск. 1941. Стр. 127-131/