Поиск по сайту
Locations of visitors to this page

Весёлая топонимика Ямбургского уезда

В шутку…

Если топонимика это застывшая история нашего района, то, судя по названиям деревень, жили наши предки в Ямбургском уезде очень даже весело. В д. Нарядово наряжались, в д. Куты кутили. Женщин, видимо, приглашали и из соседней деревни Лялицы, иначе чего бы там так много лялек появилось? Возросшее от сих забав народонаселение д.Лялицы, видимо, и поселилось "о поле" (д. Ополье), и церковь там выстроило, чтоб грехи своих родителей замаливать. В д.Крикково кричали, да так, что заикаться стали от "крикка" беспрестанного. Вот взяли бы пример с жителей д. Беседы. Спокойно, за чайком, вели беседы задушевные, да такие интересные, что и пустомержцы к ним частенько наведывались. Иначе чего бы у них мерёжи всё время пустые были? Про Валяницы и говорить как- то неудобно. Не только валялись, но ещё и воняли. Правда, не сами жители, а побитые Петром 1 шведы. Похоронили бы, как у нас христиан полагается, да видно гордость наша славянская не позволяла. Потерпим, но родную землю вражьими телами не оскверним. Совсем тошно станет, в Утешение съездим. Или душу отведём в соседнем уезде, в Систа- Палккино. Палками подерёмся, вернее "палкками". От одного названия разбегутся.

Доберёмся туда не скоро, дороги у нас традиционно плохие, Ямки да Лужицы, но можно какой-нибудь "тарарайкой" разжиться в д. Тарайка, что на р. Тарарайке .

В Стремлении хоть ещё стремились куда-то, впрочем, известно куда; стремились овладеть гончарным ремеслом, но … тайно, что бы никто ни гадался, что они общественно полезным делом занимаются. Другие деревни вообще никак себя не обнаруживали. Затаились безымянные в дремучих ямбургских лесах. Если бы не Петр Великий, никто и не знал бы о их существовании. Шёл он, шёл, рекогносцировку местности проводил, вдруг встретил женщину Вассу, обрадовался, да вот беда, ворон каркнул в самый неподходящий момент, всё дело испортил. Или муж Карп неожиданно появился? Но как бы то ни было, деревня название обрела- Вассакара. Про эту знаменитую сойку, которая пролетела над Петром, все знают. Никто не знает, что же она такое на царя сотворила, что в историю попала. Но она ведь не догадывалась, что под ней не простой смертный, а великий государь. Есть мнение, что она не одна была, а (страшно представить!) целая стая! Конечно, такое событие должно быть обессмертено не только в названии деревни, но и в названии всего полуострова, а ещё лучше бы и в названии района. Были бы мы все сойкинцы, а не какие-то сапожники, и тем более не ямщики, и на всё и всех сверху… поглядывали.

Хоть и жил у нас в районе народ разных национальностей, но хитрее всех, конечно, ваддя (водь) оказались. Вот шведы приехали своих родственников погибших навестить, да до чего до поминали, что и деревню успели построить. Так и назвали " Свейск". Мы, люди не гордые, хоть и враги они нам были извечные, но чего в жизни не бывает. Шведы уехали, но память о них будем хранить вечно. Вепсская деревня у нас тоже есть- Ямсковицы или Ямская весь. Ну, они, судя по названию, ямщики, что с них возьмёшь. Им, что до Ильменя, что до Яама- "семь верст не крюк". Тоже себя в нашей топонимике зарегестрировали. Уж если память о чужих храним, то о родственниках хранить обязаны! А вот ваддя так всё хитро обставили со своей родной деревней Водский Конец, что не в жизнь не догадаешься, что они там жили или живут. Спрашивают их: " кто раньше в деревне жил?" - " русские, эстонцы, финны и шведы". "А вы кто?" - " ижоры". " А те куда делись?" - "?". "Деревня- то ваша как называется?" - " По-ижорски - " Русский конец", а по - русски - "Пахомовка". " А вы знаете, что ваша деревня ещё и " Водский Конец" называется? - " так у нас и в паспорте так записано: место рождения- деревня Водский конец". Вот как замаскировались! Ну и как хотят, пусть себе хитрят дальше, а мы пока совсем уберём историческое название деревни подальше в архивы истории и оставим, как на фотографии в новом буклете Ижорского музея: " На деревенской улице. 1911 г. ( Пахомовка. Венаконца). И всем будем говорить: " Мой отец родился в деревне Пахомовка". Никто ведь не знает, что Пахомову тогда ещё только 4 года было.

Да и чего там про этих инородцев говорить. Живём в России, значит всё русское. Осторожно интересуюсь: " А что значит "русское"? и, сгорая от стыда за своё невежество, выслушиваю пространное объяснение о том, что русские- это славяне, которые пришли на Север с далёкой южной окраины (Украины) и, расселяясь между дикими и отсталыми чухонским племенами, учили их землю пахать, дома строить, правильно говорить и т.д. Оторванные от привычной среды обитания, не сразу на новом месте восстановили привычный образ жизни. Как трудно было на первых порах, можно слышать из древних названий рек и деревень " Сала!, Сала!". Но на то они и высокоразвитые, что освоились быстро и на фоне голодающего и вымирающего местного населения, даже в войну, сало ели, о чём и свидетельствует название деревни Войносолово ( Войноссала).

Вот такая у нас забавная история получается!

Татьяна Ефимова.