Поиск по сайту
Locations of visitors to this page

Дневники Лаури Кеттунена

Благодарим филолога Фёдора Ивановича Рожанского за найденые и переданные в Водский музей книги Л.Кеттунена, а также Екимова Александра Николаевича, 1949 г.р., уроженца д. Колтуши Волосовского района, а ныне жителя финской деревни Üväs külä, за перевод книги путешествий по водским деревням.

 

В Котлах

Из Усть-Луги я поехал на восток, в центр води, в сторону Котлов (Kattila), где я отправился в дом финского священника, рядом с деревней Малое Руддилово (Peen Rud’d’a). Настоятель церковного прихода Лаурикка (его имя стало широко известно общественности позже, во времена гонений на верующих) в это время находился на лечении в Финляндии. Приняли меня его жена и молодой помощник пастор Аавикко, который нашёл в деревне «учителя языка».

Один хозяин-шутник согласен был бы помочь нам, если бы ему было не нужно вывезти навоз на поле. Но, прервав спешную работу, он привёл меня в комнату, где сидел старик с длинной бородой и, дернув того за кончик бороды, сказал: «Вот учитель». На целую неделю он был для меня настоящим учителем, я узнал от него много нового. Церковные пашни арендовал эстонец, в лютеранском приходе половина прихожан была эстонцы. Так что пастору надо было уметь читать проповеди и на этом языке, как вообще и принято было в западной части Ингерманландии.

Русские, вожане и прибрежные ингерманландцы представляли в церковном сообществе «русскую» прослойку, что являлось действенной причиной русификации. Было видно, что вожане начали уже петь свои последние псалмы в этих краях и вообще. Они же жили в основном разобщёнными группами: одна деревня здесь, другая там, в то время как ингерманландцы (ижоры) располагались кучно на берегах в Сойкино (Soikkola) и в Хеваа (Hevaha). Они встречались везде, были пастухами и делали другие работы. Одна девочка в Сойкино сказала по-ижорски: «Мы русские, мы молимся Богу». И ведь у всех же у них была та же вера, что у самого царя! Но лютеране или финны (савакот и евремейсы) из старых племён, вообще не признавали православия, так как они из поколения в поколение получали от церкви такой дар цивилизации, как умение читать, грамоту.

Такое неприятие православия проявлялось по-разному. Так, в Котельском приходе финский кантор (в данном случае не особенно культурный), подвыпив, осмелился выбросить в толпу икону из дома одного вожанина. Я не знаю, что этому буяну досталось, но, конечно, пастор Аавикко (сейчас он, конечно, уже настоятель прихода) или ещё кто-нибудь из руководства прихода, естественно, знали, что сказать хулигану.


Возврат к списку